Гид по фестивалю Brusfest-2020: театр, которому нельзя не поверить

С 25 октября на различных площадках Москвы пройдет международный и мультиформатный фестиваль документального театра Brusfest. История док-театра, который пристально исследует и фиксирует реальную жизнь, началась в 1920-е одновременно в СССР, где появился агитационный коллектив Бориса Южанина «Синие блузы», и в Германии, где Эрвин Пискатор стал экспериментировать, вставляя документальную хронику в свои постановки. Одной из причин его возникновения становятся жуткие последствия войн, которые заставили человечество задуматься, как такое возможно. У документального театра есть важная терапевтическая функция, помогающая пережить и буквально проговорить шок от пережитых цивилизацией потрясений.

Brusfest посвящен памяти актера, режиссера и педагога Дмитрия Брусникина, умершего в 2018-м. В Школе-студии МХАТ Дмитрий Владимирович стал основным практиком техники вербатима, с помощью которой происходит трансформация интервью и документальных свидетельств в театральное действо — драматическое, музыкальное или пластическое. Он особенно ценил потенциал документального театра для развития искусства будущего и использовал вербатим для изучения социальных проблем вместе с студентами — теперь они известны как брусникинцы. «Думаю, что пока человек жив, он будет анализировать. Важно наблюдение, стопроцентное наблюдение. От взгляда до жеста, до манеры говорить», — говорил Брусникин.

«Пригов. Азбуки»

Спектакль Александра Вартанова по «Азбукам» культового поэта и художника Дмитрия Пригова

Совместный проект фестиваля «Территория» и «Brusfest», который показывает театр, выходящий за пределы привычного зала и осваивающий городские пространства — парки, вокзалы, кафе, библиотеки и даже заброшенные здания. В нем составленные в алфавитном порядке изречения Пригова, с одной стороны, являют пример организованной структуры речи, а с другой — всем своим устройством эту организованность разрушают. На этом сопротивлении построено действие, которое развернется в самых разных локациях парка — на открытом воздухе и в помещениях «Зарядья».

20 — 25 октября

Парк «Зарядье»

«Жизнь мертвецов»

Спектакль-«бродилка» Сергея Чехова («Один театр», Краснодар)

Постановка сложена из комбинации нескольких сцен и локаций подвальной площадки здания «Нового пространства» Театра наций. Главным действующим лицом становится зритель: четыре группы по 15 человек ходят по различным помещениям, так что у каждой — свой сценарий. «Жизнь мертвецов» сочинялась без опоры на текст. Спектакль предлагает путешествие в область неизвестного для разговора о смерти и ее природе; о том, как пугающее, но такое реальное и неизбежное находится в непрекращающемся диалоге с нашей жизнью.

26 октября

«Новое пространство» Театра наций

«7 самураев»

Еще один спектакль Сергея Чехова с музыкой, словом и сценическом действием

«7 самураев» — не что иное, как документальная опера, состоящая из серии интервью участников команды, которые поделились друг с другом своим опытом, чувством и мыслями, а в результате — и со зрителем. Каждый спектакль уникален, так как слова и звуки, которые произносят актеры на сцене, с помощью современных технологий в режиме реального времени превращаются в музыку.

27 октября

Театр «Современник», Другая сцена

«Квазифутбол»

Спектакль Дмитрия Волкострелова для площадки «Один театр» в Краснодаре

Тут тоже каждый следующий вечер не похож на предыдущий, потому что театральное действо напрямую зависит от последней игры футбольного клуба «Краснодар». В основе спектакля, повторяющего структуру матча, — интервью жителей города и тех, кто профессионально связан с футболом. Артистам каждый раз предлагается спонтанно сымитировать чужую речь так, чтобы она выглядела максимально узнаваемо и правдоподобно.

29 октября

Театр «Современник», Другая сцена

«ОСУМБЕЗ / РЕА-НЕМИРОВ. Виртуальный пленум»

Действо с привлечением аватаров поэтов Немирова, Родионова, Гузели, Емелина, Данилова, Манаева

В рамках Brusfest пройдет публичный пленум товарищества мастеров искусств «Осумасшедшевшие безумцы» (далее — ОСУМБЕЗ). Читка-акция документальной пьесы про рождение, жизнь и смерть литературного объединения ОСУМБЕЗ, созданная молодежной поэтической студией при Центре Вознесенского и Отделом боли «Театра.doc», состоит из баек о жизни, смерти, поэзии и алкоголе, стихов и других увлекательных составляющих. Драматург — Рина Денисова, режиссер — Надя Тропилло.

1 ноября

«Театр.doc», площадка 8/3

«Дыхание»

Пластический спектакль Дины Хусейн и Анны Гарафеевой

Это еще один совместный проект фестиваля «Территория» и Brusfest. Самый привычный, важный и при этом незаметный жизненный процесс — дыхание — отражает любые изменения эмоций и физического состояния человека, связывая людей в едином пространстве планеты. Особенно актуальной эта идея стала именно в 2020 году в связи с пандемией.

3 ноября

Музей Москвы

«Примитивы»

Жизнь художницы Алены Киш из окрестностей Слуцка

Спектакль из Минска (режиссер — Александр Марченко) расскажет зрителям о жизни белорусской художницы-самоучки Алены Киш. Через образ конкретной личности проявится портрет целого социума, времени и поколения.

4 ноября

Театр «Практика», Большая сцена

«Невидимые земли»

Тело как пространство для кукольной постановки

Проект из Финляндии — уникальное сочетание кукольного и пластического театров. Актуальная социальная повестка — история беженцев — разыгрывается крошечными игрушками прямо на телах авторов спектакля — Исмаэля Фалке и Сандрины Линдгрен, колени и спины которых оказываются заснеженными вершинами или бесконечными пустынями на пути скитальцев. Такая незаурядная театральная игра с масштабами особенно ярко подчеркивает хрупкость человеческих жизней.

11 ноября

Театр «Практика», Малая сцена

Спектакль может быть показан онлайн. После окончания состоится обсуждение.

«Спасибо, вирус»

Что было написано в период коронавируса

Специально для фестиваля Brusfest драматург и педагог Михаил Дурненков со студентами Школы-студии МХАТ подготовят читки пьес, написанных в эпоху пандемии, объединенных в цикл с таким названием. Концентрация на попытке художественно осмыслить наш сегодняшний день — док-театр в действии. Возможно, вы станете первым слушателем текстов, которые точно войдут в историю.

12 ноября

Театр «Практика», Малая сцена

Образовательная программа

Мастер-классы по актерскому образованию

Совместно со Школой-студией МХАТ фестиваль проводит серию занятий для профессионального сообщества — для педагогов театральных вузов России. Цель программы — поделиться новейшими методами и техниками актерского образования: вербатим, сторителлинг, иммерсивный театр, партиципаторный театр, инклюзивный театр, сайт-специфик, театр-променад, перформанс, инсталляция и другие. Театр всегда отражает новое время, а новому театру нужен новый актер.

13 — 19 ноября

Школа-студия МХАТ

«Город. Разговоры»

Проект с участием людей без опыта актерских выступлений

Режиссер Борис Павлович и драматург Элина Петрова придумали проект-спектакль, в котором каждый зритель сможет познакомиться с одной из историй горожан на тему «Как я выжил». Люди без опыта актерских выступлений предъявят себя миру в различных пространствах города — кафе, библиотеках, магазинах и музеях спальных районов Москвы, чтобы найти тех, кто готов выслушать их откровение.

14 ноября

«В пространстве города»

«Черная книга Эстер»

Музыкальный перформанс Жени Беркович

Здесь смело говорят о неутихающей проблеме ксенофобии, как о чуме, преследующей цивилизацию весь период ее существования. События, описанные в древних канонических текстах, переплетаются с документальными свидетельствами новейшей истории, создавая особый сюрреалистический мир вне времени и пространства.

15 — 16 ноября

Боярские Палаты СТД РФ

«Человек размером с дом»

Презентация книги о Брусникине

Это смыслообразующее мероприятие фестиваля, посвящение Дмитрию Брусникину. Одноименная выставка прошлого года не оставила посетителей равнодушными, и Brusfest-2020 презентует по мотивам выставочного проекта исследование и арт-объект авторства художницы Ксении Перетрухиной в виде уникального издания.

17 ноября

Место уточняется

«Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании»

Радикальное погружение в классику

Спектакль Григория Добрыгина, в котором зрителям предоставляются роли музыкантов в оркестрах величайших дирижеров современности. Каков оркестр — такие и музыканты. Любые барьеры и стереотипы о классической музыке рухнут, и шанса остаться в стороне не будет.

17 — 18 ноября

Театр «Практика»

«Университет птиц»

Иммерсивный спектакль-выставка Шифры Каждан, Ксении Перетрухиной, Леши Лобанова и Ксении Мун

Птица — символ души, свободы и других прекрасных категорий и понятий в культуре, при этом птица — блюдо на столах почти в каждой семье. Как это возможно? Внимание фокусируется на истории взаимоотношений человека с целым классом живых существ, где первый часто проявлял себя истребителем вторых. «Университет птиц» ставит экологический вопрос ребром, давая слово проигравшей в войне стороне — птицам.

18 — 19 ноября

Боярские Палаты СТД РФ

«Черное небо»

Экология промышленных городов и сознания их жителей

Что объединяет города, страдающие от промышленной загазованности, и горящие леса? Танцевальный спектакль хореографа Алексея Нарутто пытается ответить на этот вопрос, исследуя историю Красноярска. Культ производства и «выгорание» как следствие стали пластическим перформансом, телесно и драматургически исследующим феномен «черного неба» в локальном и глобальном форматах.

19 ноября

Театр «Практика», Малая сцена

«Будущее.doc»

То, что всех нас тревожит

Постановка Дмитрия Соболева — попытка понять не то, каким будет будущее, а то, кто станет этим самым будущим. Зрители услышат монологи молодых людей, которые делятся своими личными проблемами, желаниями, страхами, взглядами на политику и происходящее в мире. Важно, что актеры не играют готовый спектакль, а транслируют в живом времени текст, интонации, дыхание того человека, чей голос они тут же слышат в наушниках.

20 ноября

«Театр.doc»

«Драматургия дока»

Читки пьес, определивших состояние актуального театра

Важный проект фестиваля под кураторством театроведа Анны Банасюкевич. Особенную популярность документальный театр приобрел благодаря буму нулевых и десятых годов. Пьесы этого времени прозвучат в театре «Практика» для попытки взглянуть и прочувствовать ушедшее время, сравнить его с сегодняшним и таким образом понять что-то о нашей действительности.

21 ноября

Театр «Практика»

«Приоткрытый микрофон»

Стендап драматических артистов

Знакомство студентов ГИТИСа Мастерской Кудряшова со стендап-комедией, ставшее эскизом концерта. Режиссер Григорий Добрыгин рассказывает, что во время ковид-каникул он предложил студентам написать стендап на тему «Я и моя семья в карантине». Пару раз в неделю они встречались по зуму и в итоге отобрали лучшие тексты. После карантина студенты отправились в московские клубы и бары на «открытые микрофоны» обкатывать программу. Проверка материала на зрителе была обязательным условием для участия в концерте.

22 ноября

Театр «Практика»

«ЧПР»

Что происходит с профессиями

Результат исследования Четвертой промышленной революции студентами Школы-студии МХАТ под руководством педагогов курса, режиссеров Юрия Квятковского и Анастасии Великородной. Используя инструментарий документального театра, студенты взяли интервью у людей, чьи профессии сегодня исчезают, а также у представителей новых, только-только появившихся специальностей. Таким образом, глобальный процесс «сдвига тектонических плит» технологий, меняющих реальность и жизнь вообще, становится детально виден будто под микроскопом.

25 ноября

Музей Москвы

«Де-Ба-Рр-Ка-Де-Рр»

Автобиография драматурга в большой форме

Опера для женского вокального ансамбля и драматической актрисы становится порталом в пространство личных воспоминаний. Композитор Анна Поспелова, драматург Элина Петрова, режиссер Филипп Виноградов.

Дата и время показа уточняются

Центр Вознесенского

«Камон, ребята, это моя жизнь! Или монстры п****т роботов»

Вербатим в масках по мотивам интервью студентов мастерской Сергея Женовача

Актеры играют спектакль в масках, которые сами придумали и сделали вручную. Это не классические и не портретные маски, и выглядят они абсолютно фантазийными. Скрывая под ними лица, артисты достигают большей степени отстраненности. Так вырабатывается новый язык документального театра — масочный вербатим. Режиссер Александр Коручеков.

Дата и время показа уточняются

Учебный театр ГИТИС

Билеты, детали программы и расписание Brusfest.ru

Источник: www.buro247.ru